Алексей николаевич леонтьев, советский психолог, философ, педагог и организатор науки

Объект

Описание его, как считает А.А. Леонтьев, может быть различно в зависимости от направления науки. Между тем в исследуемой автором области объект – комплекс речевых (и не только) реакций, актов, действий. Лингвисту важен набор средств выражения, психологу – непосредственный речевой процесс, дефектологу – отклонения от нормального его течения. Каждый специалист выстраивает свою систему моделей актов, реакций или действий. Учитываются не только объективные свойства, но и точка зрения науки на момент исследования. Она, в свою очередь, определяется и путем, пройденным до формирования предмета, и задачами, стоящими перед дисциплиной.

Из этого можно сделать следующий вывод. Объект у разных наук может быть одинаковым, но предмет будет специфичен для каждой науки. Он является тем, что видит в ней отдельный специалист. Психология речи, языкознание и прочие аналогичные науки используют одни и те же объекты или события. Но абстракция формируется по-разному. В результате выстраиваются различные системы логических моделей. И каждая из них будет соответствовать научному предмету. Это рассуждение относится к генетическому подходу формулирования теории.

Существует и аксиоматический метод. При его использовании область предметов, по отношению к которой формулируется теория, не принимается за исходное. Отправным компонентом выступает некоторая система высказываний. Она описывает определенную область объектов. Кроме этого, исходным звеном является система логических действий.

Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века

В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека. Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание

Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание.

В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:

  • изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
  • управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

Основные положения теории Леонтьева:

  • Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
  • Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
  • В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.
  • Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость – лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.
  • Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
  • Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
  • Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.

Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.

Подход в психологии

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое «подход в психологии» в других словарях:

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) — (англ. holistic approach) совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с нач. XX в., г. о. в школах целостной психологии, как антитеза господствовавшему ранее элементаристскому подходу.… … Большая психологическая энциклопедия

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) — (англ. activity approach) совокупность теоретико методологических и конкретно эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых… … Большая психологическая энциклопедия

Деятельностный Подход В Психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность , опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в… … Психологический словарь

деятельностный подход в психологии — Категория. Система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Исследования. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в… … Большая психологическая энциклопедия

микроструктурный подход в психологии — теоретико экспериментальное направление в современной психологии, особое внимание уделяющее изучению деятельности человека на уровчне ее микроструктур – действий, операций, движений, а также исследованию микрогенеза восприятия, запоминания,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Гендерный подход в психологии — см. Психология гендерных отношений … Термины гендерных исследований

Экологический подход в психологии — направление в теории социального научения, рассматривающее развитие личности ребенка в контексте его взаимодействия с социальной средой. Название «Э. п.» предложено У. Бронфенбреннером по аналогии с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ — ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ. Базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию; представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать. Выступает как самая общая… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

подход деятельностный — 1. Подход деятельностный к коррекции психологической формировался преимущественно в отечественной психологической школе; предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе коего клиент овладевает психологическими средствами … Большая психологическая энциклопедия

ПОДХОД — комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или … Новейший философский словарь

Леонтьев Алексей: биография

В 1958 г. будущий выдающийся ученый окончил романо-германское отделение филфака МГУ (специальность «немецкий язык»). После выпуска по 1975 г. А.А. Леонтьев работал сначала младшим, затем старшим научным сотрудником Института языкознания АН СССР. С 1963 по 1975 г. он защитил три диссертации. После этого стал заведующим кафедрой по методике и психологии в Институте русского языка им. Пушкина. В 1976 стал профессором МГПИ, а в 1997 – МГУ.

С 1992 г. Алексей Алексеевич Леонтьев являлся действительным членом РАО, а с 1997 — в АПСН. Он также был членом президиума в правлении Педагогического общества и руководил секцией «Массовые коммуникации в воспитании и обучении» ПО РСФСР. Кроме этого, Алексей Алексеевич являлся председателем в Научно-методическом совете по интенсивному изучению иностранных языков при АПН СССР, членом редакционных коллегий разных методических журналов.

Начиная с 1970-х гг. российский психолог Леонтьев занялся проблемами педагогики. В течение многих лет он тесно сотрудничал с Давыдовым, Амонашвили и прочими видными деятелями. А.А. Леонтьев руководил лабораторией языкового образования во Временном научно-исследовательском коллективе «Школа» и в МИРОС. Он является автором огромного количества научно-популярных статей, в которых рассматриваются вопросы вузовского и среднего образования. В 1997 г. ученый становится научным руководителем ассоциации «Школа 2000», а с 2001 – ее президентом. Скончался ученый в 2004 г., 12 августа, в Москве.

Теория и методология

В первой части книги А.А. Леонтьев определяет специфику науки. Он характеризует ее место среди прочих дисциплин, изучающих человека. Автор говорит о том, что достаточно продолжительное время психолингвистика рассматривалась советскими учеными как область познания, находящаяся на границе языкознания и психологии. Такой подход обуславливался приблизительным, неточным представлением о научной системе в целом и о взаимодействиях дисциплин в частности.

Считается, что некоторые области, к которым относят психологию, лингвистику, патологию и физиологию речи, поэтику и пр., имеют один объект. В свою очередь, это значит, что все они используют одинаковые индивидуальные события, факты. Но научная абстракция протекает в них по-разному. В итоге формируется многообразие абстрактных объектов. Они представляют собой средства, характеризующие реальные индивидуальные явления, процессы, события, исследуемой области.

Основные положения деятельностной теории мотивации

Ранее выполненный нами анализ преследовал цель устранить противоречия в традиционно цитируемых текстах А.Н. Леонтьева, обусловленные тем, что понятие «мотив» в них несло чрезмерно большую нагрузку, включая в себя много разных аспектов. В 1940-е гг., когда оно только вводилось как объяснительное, этой растяжимости вряд ли можно было избежать; дальнейшее же развитие этого конструкта привело к его неизбежной дифференциации, появлению новых понятий и сужению за их счет семантического поля собственно понятия «мотив».

Отправной точкой для нашего понимания общей структуры мотивации выступает схема А.Г. Асмолова (1985), выделившего три группы переменных и структур, которые отвечают за эту область.  Первая — общие источники и движущие силы деятельности; Е.Ю. Патяева (1983) удачно назвала их «мотивационными константами». Вторая группа — факторы выбора направленности деятельности в конкретной ситуации здесь и теперь. Третья группа — вторичные процессы «ситуативного развития мотивации» (Вилюнас, 1983; Патяева, 1983), которые позволяют понять, почему люди доводят до конца то, что они начали делать, а не переключаются каждый раз на все новые и новые соблазны (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 2004). Таким образом, главный вопрос психологии мотивации «Почему люди делают то, что они делают?» (Deci, Flaste, 1995) распадается на три более частных вопроса, соответствующих этим трем областям: «Почему люди вообще что-то делают?», «Почему люди в данный момент делают то, что они делают, а не что-то другое?» и «Почему люди, начав что-то делать, обычно доводят это до конца?». Понятие мотива чаще всего используется для ответа на второй вопрос.

Начнем с основных положений теории мотивации А.Н. Леонтьева, более подробно рассмотренных в других публикациях.

  1. Источником человеческой мотивации служат потребности. Потребность есть объективная нужда организма в чем-то внешнем — предмете потребности. До встречи с предметом потребность порождает только ненаправленную поисковую активность (см.: Леонтьев Д.А., 1992).
  2. Встреча с предметом — опредмечивание потребности — превращает этот предмет в мотив целенаправленной деятельности. Потребности развиваются через развитие их предметов. Именно благодаря тому, что предметами человеческих потребностей выступают предметы, созданные и преобразованные человеком, все человеческие потребности качественно отличаются от иногда сходных с ними потребностей животных.
  3. Мотив — это «тот результат, то есть предмет, ради которого осуществляется деятельность» (Леонтьев А.Н., 2000, с. 432). Он выступает как «…то объективное, в чем эта потребность (точнее, система потребностей. — Д.Л.) конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее» (Леонтьев А.Н., 1972, с. 292). Мотив — это приобретаемое предметом системное качество, проявляющееся в его способности побуждать и направлять деятельность (Асмолов, 1982).

4. Человеческая деятельность полимотивирована. Это означает не то, что одна деятельность имеет несколько мотивов, а то, что в одном мотиве опредмечиваются, как правило, несколько потребностей в разной степени. Благодаря этому смысл мотива является сложносоставным и задается его связями с разными потребностями (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 1993, 1999).

5. Мотивы выполняют функцию побуждения и направления деятельности, а также смыслообразования — придания личностного смысла самой деятельности и ее компонентам. В одном месте А.Н. Леонтьев (2000, с. 448) прямо отождествляет направляющую и смыслообразующую функции. На этом основании он различает две категории мотивов — смыслообразующие мотивы, осуществляющие как побуждение, так и смыслообразование, и «мотивы-стимулы», только побуждающие, но лишенные смыслообразующей функции (Леонтьев А.Н., 1977, с. 202—203).  

Теория речевой деятельности А. А. Леонтьева

В своей теории А. Н

Леонтьев частично касается вопроса речевой деятельности человека и ее важности для развития психических функций. Более подробно эту тему изучал его сын А. А

Леонтьев. В своих трудах он сформулировал основы речевой деятельности

А. Леонтьев. В своих трудах он сформулировал основы речевой деятельности.

А. А. Леонтьев говорит о большом влиянии, которое оказывает речь на жизнь человека. В своих исследованиях он доказывает, что развитие речевой деятельности связано с развитием личности человека. Развитие интеллекта невозможно без речевой деятельности, так как она непосредственно влияет на познавательные способности человека, его мышление и творческое самовыражение.

Речевая деятельность имеет два варианта реализации: речевое общение и внутреннее речемыслительное функционирование. В теории речевой деятельности А. А. Леонтьева разделяются понятия: общение и речевое общение. Общение — это процесс передачи сообщения, при котором реализуются речевые акты. Речевое общение подразумевает целенаправленное взаимодействие, в котором можно выделить цели и задачи говорящих. По Леонтьеву речевые действия обслуживают трудовую, познавательную и игровую деятельность, входя в их состав.

Заслуги

Не говоря о его находках и достижениях в изучении психологии, Алексей Николаевич повлиял на продвижение этой дисциплины в Советском Союзе. Благодаря его усилиям психология стала самостоятельной наукой и получила свои факультеты в ведущих университетах страны.

Леонтьев способствовал и мировому признанию работы советских ученых

Исследования харьковской группы психологов под руководством Алексея Николаевича привлекли внимание научного сообщества за границей. А организованный им Международный конгресс психологии зарубежные ученые назвали одним из лучших за историю существования их Ассоциации.

Всю свою жизнь Алексей Николаевич упорно и принципиально служил науке, искал ответы на пользу общества. Несмотря ни на какие трудности он всегда находил возможность продолжать свои занятия и в результате за свою карьеру достиг выдающихся результатов в самых разных направлениях — от эволюции психики до зоопсихологии, педагогики и самых широких вопросов формирования личности.

Предисловие к пятому, исправленномуи дополненному изданию

Книга «Проблемы развития психики» одного из строителей и многолетнего лидера отечественной психологии Алексея Николаевича Леонтьева (1903—1979) – веха не только в отечественной, но и в мировой психологической науке. Книги, сопоставимые с ней по влиянию на развитие психологии, можно пересчитать по пальцам. А.Н. Леонтьев собрал в ней наиболее важные для него тексты за три десятилетия научной деятельности. Они образовали неделимую целостность, которую психологи много десятилетий называют не иначе как «ПРП», прекрасно понимая, о чем идет речь. Уже через четыре года после выхода в свет первого издания (1959) книга была отмечена Ленинской премией – высшей научной премией страны. В 1965 году вышло второе издание, состав которого претерпел небольшие изменения; третье (1972) и четвертое (1981) издания не отличались от второго. При жизни автора книга была переведена на 11 языков и издана в 13 странах.

Почти сорокалетняя пауза, прошедшая со времени выхода предыдущего издания, была связана с социальными изменениями в нашей стране, затронувшими как психологическую науку, так и книгоиздательскую индустрию. Период утраты интереса к отечественной психологической традиции и переориентации на зарубежные подходы продлился сравнительно недолго; сейчас освоение отечественных и западных психологических учений приняло уже вполне сбалансированный характер, а с 1999 года работы А.Н. Леонтьева, как ранее опубликованные, так и никогда не публиковавшиеся, стали опять активно печататься – за этот период вышло шесть его книг, не считая сборников его работ, изданных в Германии и во Вьетнаме. Но и до этого спрос на его книги отнюдь не пропадал, о чем свидетельствуют и постоянные включения больших фрагментов работ А.Н. Леонтьева во всевозможные хрестоматии. «ПРП» тоже была растаскана по хрестоматиям. Необходимость нового издания этой книги уже давно назрела.

Безусловным приоритетом было полное и точное воспроизведение предыдущих изданий книги. Однако осознавая, что покупателями большей части тиражей нового издания будут студенты, изучающие психологию, и вузовские библиотеки, мы решили добавить к трем разделам, составлявшим предыдущие издания, дополнительный, четвертый раздел, включив в него ряд работ А.Н. Леонтьева, активно использующихся в обучении психологии в вузах, однако в настоящее время труднодоступных, давно не переиздававшихся. Таким образом, это издание, вместе с двумя другими книгами А.Н. Леонтьева – «Деятельность. Сознание. Личность» (М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2004) и «Лекции по общей психологии» (М.: Смысл, 2000), практически полностью снимает проблему обеспечения текстами А.Н.Леонтьева университетского курса психологии. Параллельно начал издаваться цикл книг, образующих более полное и систематизированное академическое собрание работ А.Н. Леонтьева. Первые три книги из этого цикла уже вышли (Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности: ранние работы / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2003; Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2009; Леонтьев А.Н. Эволюция. Движение. Деятельность / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2012) следующие находятся в работе. Начато размещение текстов работ А.Н. Леонтьева, в первую очередь редких и труднодоступных, на архивном интернет-сайте http://anleontiev.smysl.ru , посвященном А.Н. Леонтьеву.

Ориентация данного издания на учебную аудиторию и наличие целого ряда аналитических публикаций, вышедших в последнее время, избавляет от необходимости включать в предисловие развернутый анализ. Основные сведения о работах, составивших данное издание, даны в Примечаниях в конце книги. Мы воспользовались написанным А.В. Запорожцем текстом примечаний к предыдущим изданиям книги, сделав необходимые дополнения.

Вместе с тем была проделана большая работа по исправлению опечаток, имевшихся в предыдущих изданиях книги и уточнению ссылок на использованные литературные источники. Были также исправлены и дополнены предметный и именной указатели. Пользуюсь случаем поблагодарить П.М. Антонова и А.М. Антонова, принявших участие в работе над текстом.

Личностный смысл

Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения. А.Н. Леонтьев утверждает, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, поскольку действительность отражается в нем в независимой от личности форме.

А.Н. Леонтьев приводит пример того, как изменяется личностный смысл при изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель. Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента.

Вопрос для самопроверки:

Ученик приступает к чтению учебника, чтобы сдать экзамен по физике, но содержание настолько его увлекает, что он начинает серьезно интересоваться этим предметом. О каком явлении идет речь в этом примере?

Ответ: Речь идет о механизме «сдвига мотива на цель, описанным А.Н. Леонтьевым. Этот механизм объясняет расширение круга мотивов и изменения в мотивационной сфере личности. «Рождение новых высших мотивов и форми­рование соответствующих им новых специфических че­ловеческих потребностей…— писал А. Н. Леонтьев,— происходит в форме сдвига мотивов на цели и их осо­знания». В Вундт описывал подобный феномен. Используя категорию «гетерогении целей». Он указывал на случаи, когда человек приступает к изучению иностранного языка для общения с местными жителями при поездке за рубеж и первоначально руководствуется сугубо утилитарными соображениями. Но в ходе занятий языком настолько увле­кается, что это занятие перерастает в самостоятельное значимое дело, продолжающее существовать и раз­виваться уже вне зависимости от побудившей его первоначально цели. Сход­ные процессы были описаны и Г. Олпортом, он, в своей концепции функциональной автономии, отмечал, что при превращении «средств в цели» они могут приобретать силу самостоятельных мотивов. Проблема исследования личностных смыслов была тем направлением, в русле которого идеи, сформулированные А.Н. Леонтьевым, продолжают развиваться его сотрудниками и последователями в разных направлениях психологии .

Детство и отрочество

Алексей Николаевич родился 18 февраля 1903 года. Его отец Николай Владимирович вышел из московской мещанской среды, занимался финансами и работал в сфере кинопроката, а мать, Александра Алексеевна, происходила из купеческой семьи.

Они были достаточно обеспеченными людьми, так что каждый год семья уезжала на отдых в Ялту. Когда у мальчика возникли проблемы со здоровьем, его с гувернанткой отправили на лечение за границу, в австро-венгерский санаторий.

В детстве

Родители заботились и о том, чтобы сын получил хорошее образование. Он досрочно окончил Первое московское реальное училище, после чего еще подростком смог поработать конторским служащим. В будущем он хотел стать инженером, увлекался авиационным строительством и конструировал модели самолетов. Гражданская война застала семью в Крыму, и только в 1921 году им удалось возвратиться в Москву.

В молодости

Награды и достижения

Как и у любого знаменитого ученого, у Леонтьева было много званий и наград. Так, в 1940 году он защитил докторскую работу и стал доктором педагогических наук, как мы уже говорили, с 1950 года Леонтьев поступил в Академию педагогических наук и стал ее действительным членом. Кроме этого за вклад в науку, Алексею Николаевичу дали звание почетного доктора Парижского и Будапештского университетов.

В 1953 году психологу была вручена медаль Константина Дмитриевича Ушинского, а через десять лет, в 1963 году, Леонтьев был удостоен Ленинской премии, в 1976 году ученому присудили также Ломоносовскую премию I степени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector