«я-концепция» характеристика, особенности, значение

Когнитивные и мотивационные корни

Развитие Я-схемы и более широкой Я-концепции имеет когнитивные и мотивационные корни. Мы склонны обрабатывать информацию о себе более тщательно, чем информацию о других вещах. В то же время, согласно теории самовосприятия, самопознание приобретается практически так же, как мы приобретаем знания о других: мы наблюдаем за своим поведением и делаем выводы о том, кто мы есть, исходя из того, что мы замечаем.

Хотя люди мотивированы на поиск этого самопознания, они избирательны в информации, на которую они обращают внимание. Социальные психологи нашли три мотивации для поиска самопознания:

  1. Чтобы узнать правду о себе, независимо от того, что найдено.
  2. Различать благоприятную, самоусиливающуюся информацию о себе.
  3. Чтобы подтвердить то, что человек уже думает о себе.

Формирование «Я-концепции»

Самопознание — что это такое в психологии и философии

Благодаря взаимодействию с окружающим миром, человек создает картину собственного Я. Процесс формирования Я-образа берет начало в детстве. Условно его можно подразделить на 5 этапов:

  1. С рождения до 2-х лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что его тело и внутренний мир существуют независимо друг от друга и принадлежат только ему. В зеркале малыш уже способен узнать себя. Ребенок двух лет старается установить собственные границы, например, «мой карандаш», «моя машинка».
  2. От 2-х до 5-6 лет. В дошкольном возрасте у ребенка формируется отношение к собственной персоне. Пример, из-за правильного чтения малыш считает себя умным, из-за неудач – плохим. Самооценка ребенка в этот период зависит от отношения к нему близких людей: родителей, сестер и братьев. Именно она считается базовым элементом Я-концепции. Дети в этом возрасте стараются как можно больше узнать о себе. Все полученные знания применяются для интеграции собственного поведения.
  3. В школьном возрасте Я-образ ребенка меняется. Успехи в учебе, отношение учителей и одноклассников, похвала или порицание родителей – все это влияет на мнение индивида о себе. У отличников в Я-концепции преобладает трудолюбие, у неуспевающих учеников может развиться комплекс неполноценности. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо найти то занятие, в котором ребенок будет успешен, например, рисование, музыка, спорт.
  4. В возрасте 13-17 лет дети становятся озабочены тем, как их воспринимает социум. В этот период развивается Эго-идентичность, другими словами цельное представление о собственной персоне.
  5. От 18 лет и старше Я-картинка личности стремится к постоянству, однако человеку приходится сталкиваться с ее изменениями. Женитьба, смена работы, появление детей или внуков, смерть близких провоцируют индивида пересмотреть отношение к себе.

Английский педагог и психолог, Роберт Бернс, наряду с отечественными психотерапевтами, выделяет в структуре Я-концепции три важных элемента:

  1. Я-образ или когнитивную составляющую. Изучая этот элемент, можно говорить о том, что Я реальное это в психологии – не что иное, как представления человека о собственной личности.
  2. Самооценку или оценочную оставляющую. Зеркальное Я отражает аффективное представление индивида о самом себе.
  3. Поведенческую составляющую – идеальное Я. Данный вид включает в себя конкретные действия и реакции человека, которые обуславливаются самооценкой личности и образом Я. Поведенческая составляющая связана с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.

Образ Я в психологии это условный свод элементов, который, по сути, считается цельным образованием. Каждый компонент структуры, несмотря на самостоятельность, тесно взаимосвязан с другими составляющими Я-концепции.

Зарождение «Я-концепции»

В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого. Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки.

Несмотря на это, найти какую-либо точную и единую трактовку рассматриваемого термина довольно сложно, а наиболее близким к нему по смыслу является термин «самосознание». Соотношение этих двух терминов и сегодня не определено точно, но довольно часто они считаются синонимами. Однако в некоторых случаях «Я-концепция» рассматривается отдельно от самосознания, выступая конченым продуктом его процессов.

Архитектоника Я-концепции

Я-концепция формируется в процессе получения жизненного опыта и развития человека. Этот процесс выступает как итог:

  • самонаблюдения (наблюдения человека за своим поведением и внешностью);
  • самовосприятия (восприятие человеком своих эмоций, ощущений и тому подобное);
  • самоанализа (анализ человеком своих поступков, отношений с окружающими, мыслей).

    Представление человека о себе формирует его опыт

В «Я-концепции» можно также выделить следующие компоненты:

  • образ «Я» (когнитивный). Это ничто иное как представление человека о самом себе;
  • самооценка (оценочный). Эмоциональная оценка человеком своего внутреннего «Я»;
  • поведенческий. Это то, как человек реагирует и поступает, руководствуясь знаниями о себе самом и своей самооценкой.

В своих исследованиях концепции представления человека о самом себе ученые часто затрагивали такое понятие как самооценка.

Также популярным был термин «самопринятие» или «самоосознавание», которыми ученые-психологи обозначали принятие и уважение человека к самому себе вне зависимости от своих недостатков.

Человек взаимодействует с окружающим миром, становясь субъектом всевозможных видов деятельности. Благодаря любому такому взаимодействию формируется образ собственного «Я».

Со временем человек формирует суммарное представление о своем «Я», которое будет состоять из отдельных элементов, образующихся во время самоанализа, самонаблюдения и самопознания.

Примеров гораздо больше

Я-концепцию можно иначе назвать сапомозиционированием. Как Вы себя позиционируете, так все и будет в реальности. Мне в этом плане повезло. Я когда начинал вести этот блог, я очень многого не знал. Да, у нас с братом был свой небольшой магазин, и приходилось часто писать тексты и продавать: товар, идеи, сотрудничество и т.д., но в копирайтинге я был профаном. Это если говорить честно.

Но я изначально позиционировал свой блог как профессиональный ресурс, а себя выставлял профессионалом своего дела. Это, собственно и была моя Я-концепция (о которой я на тот момент вообще ничего не знал). Результат не заставил себя долго ждать: мой мозг сам сделал меня таким, каким я себя видел. Сейчас многие меня считают экспертом, хотя на самом деле — это всего лишь результат внутреннего видения и соответсвующего поведения. Ни больше, ни меньше.

Механизм формирования

Механизмы формирования психологии Я были предложены И. С. Коном:

  1. Социальное сравнение. Когда формируется система критериев для самооценки, люди начинают сравнивать себя с окружающими. Такой процесс называется социальным сравнением.
  2. Зеркальное отражение. Человек составляет представление о себе исходя из реакции на себя со стороны окружающих. С рождения индивид не имеет критериев для оценки себя. Она заимствует их у других людей, формирует собственную систему.
  3. Самоверификация, самопрезентация. Когда человек сформировал первоначальный образ своего Я, он проводит поверхностную проверку составленного образа. Для этого он рассматривает оценки к себе со стороны других людей.
  4. Иерархизация. Ядро Я-концепции состоит из тех качеств, свойств, элементов, которые наиболее важны для личности.
  5. Самоатрибуция. Когда человек формирует представление о себе, он получает информацию путем наблюдения за своим поведением, анализа чувств, изучения обстоятельств, которые влияют на поведение.
  6. Смысловая интеграция.

Если изучать плоскость Я-концепции, можно выделить ряд уровней ее становления. Они актуальны, если все содержательные компоненты структуры взаимодействуют. Уровни становления:

  • агармоничный;
  • дисгармоничный;
  • смешанный;
  • оптимальный;
  • гармоничный.

При взрослении человека образы Я становятся многокомпонентными, дифференцированными. Первые предпосылки к формированию Я-концепции проявляются уже у младенцев. Ребенок учится разделять ощущения на собственные, которые проявляются от его личной активности, внешние, которые не зависят от него.

Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека

В жизни каждого из нас «Я-концепция», по большому счёту, имеет тройственное значение.

В первую очередь, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности и относительную поведенческую устойчивость. В случае, когда новый опыт, который получает человек, не расходится с его видением себя, он легко принимается «Я-концепцией». Но если этот опыт не согласуется с имеющимся образом и противоречит ему, активизируются механизмы психологической защиты, помогающие человеку либо как-то объяснить отрицательный опыт, либо просто отвергнуть его. Благодаря этому, «Я-концепция» остаётся уравновешенной, причём, даже если реальный опыт ставит её под угрозу. Согласно идее Роберта Бернса, такое стремление личности защититься и избежать разрушительного влияния можно назвать одной из основ нормального поведения.

Второй функцией «Я-концепции» можно назвать определение характера понимания человеком получаемого опыта. Видение себя является специфическим внутренним фильтром, определяющим особенности восприятия индивидом любого события и любой ситуации. Когда события и ситуации проходят через этот фильтр, они подвергаются переосмыслению и им придаются значения, которые соответствуют «Я-концепции».

И, наконец, третьим в этом списке является то, что «Я-концепция» служит основой ожиданий человека, проще говоря, его представлений о том, что должно случиться. Люди, которые уверены в своей значимости, всегда ожидают, что и окружающие будет относиться к ним соответствующим образом, а те, кто сомневается в своей ценности, склонны считать, что они никому не нужны и никому не нравятся и, как следствие, стараются максимально ограничить свои социальные контакты.

Отсюда и вывод, что развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции».

НАПОСЛЕДОК: Как вы могли заметить, тема «Я-концепции» тесно связана с процессом самопознания, а это значит, что если человек разберётся в особенностях своей личности и осознает свою собственную «Я-концепцию», функционировать в мире, взаимодействовать с окружающими, достигать успехов и развиваться ему станет гораздо легче и даже интереснее. Так что предлагаем вам не откладывать работу над собой «в долгий ящик» и уже сейчас (или хотя бы в ближайшее время) приступить к познанию себя – специально для вас мы создали очень интересный и эффективный курс по самопознанию, который сможет раскрыть вам, пожалуй, практически все грани своей «Я-концепции». Курс вы найдёте здесь.

Желаем вам успехов и продуктивного самопознания!

Советуем также прочитать:

  • Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра
  • Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание
  • Шесть сигм
  • Идеи Карла Густава Юнга
  • Альтернативные концепции питания. Какая лучше?
  • Критерии личности
  • Бизнес-этика: концепция тройного критерия
  • Эго, Суперэго и Ид в психоанализе
  • Концепция Lean. Бережливое производство
  • Влияние социальных ролей на развитие личности

Ключевые слова:1Психорегуляция

Формирование образа «Я»

Понимая образ «Я» как основной продукт коммуникативной и предметной деятельности, мы видим путь его формирования как развитие от части к целому, основную роль в котором играет аналитико-синтетическая деятельность мышления. Можно говорить о наличии ядерного и периферийного образования в структуре образа «Я». В качестве принципа, согласно которому происходит это своеобразное разделение, полагается субъективная значимость оценочных знаний о себе, родственная личностным смыслам в понимании А.Н.Леонтьева. Деятельность, обладающая субъективной значимостью и детерминирующая формирование либо изменение образа «Я», всегда несет в себе мощный эмоциональный компонент, который, в сущности, и представляет собой периферию образа. Под воздействием упорядочивающей функции мышления эмоциональный компонент проходит стадию переживания и проживания, наполняется субъективными значениями и обретает личностный смысл, перемещаясь к схематично обозначенному ядру образа «Я». Признавая единство эмоциональной и интеллектуальной деятельности и невозможность их разделения, мы говорим не о «чистой» аффективной периферии образа «Я» и его рациональном ядре, а об эмоциональном знании и рациональном аффекте в его структуре.

Таким образом, анализ основных феноменов и закономерностей онтогенеза самосознания — одного из самых важных и сложных вопросов психологии развития — должен осуществляться на основе изучения его различных проекций (образов целого), сохраняющих в себе принципы целостности и системности. Так, при исследовании самосознания в качестве такой проекции может выступать образ «Я».

Столярова П.П.

Также читайте:
Вопросы использования mmpi
Восприятие и запоминание трудночитаемых цветовых сочетаний
Ассоциативный эксперимент в исследовании образа физического «я»
Компьютерно-опосредованная коммуникация в условиях образовательной среды
Трансформация научного дискурса в работах последователей Л.С.Выготского

Как формируется «Я-концепция»?

Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.

Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку создавать образ собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение». По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях. Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.

Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самопознания, самонаблюдения и самоанализа. Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции». А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.

Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда. По мере практики, т.е. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.

Факторы влияния

На формирование, развитие Я-концепции влияет:

  • адекватное выражение самосознания;
  • ясность сознания;
  • наличие угроза (ее быть не должно);
  • личная адекватность.

Описание себя со стороны зависит от воздействия внешних раздражителей.

Существует три типа самооценки — низкая, средняя, высокая. На формирование низкой самооценки влияют:

  • постоянные требования послушания;
  • безразличие со стороны родственников;
  • конфликты в семье;
  • повторный брак, развод родителей.

Средняя самооценка развивается в том случае, если:

  1. Родители принимают ребенка таким, какой он есть, терпят его поведение.
  2. Близкие родственники и друзья относятся к ребенку покровительственно.
  3. Действия детей вызывают у родителей тревогу, волнение.

Высокая самооценка развивается у детей, которые:

Получают заботу и внимание.
Воспитываются в семье с четкими нормами, правилами.
Видят солидарность, сплоченность родителей.
Ощущают атмосферу взаимного доверия.
Поддерживают хорошие отношения с обоими родителями.
Понимают важность действий, которые приводят к достижению положительного социального статуса в будущем.

В детском возрасте самыми влиятельными факторами формирования Я-концепции является взаимоотношения между родителями и атмосфера в семье. Также самооценка зависит от материнской депривации, порядка в котором рождаются дети, социального статуса семьи, отношения со сверстниками.

3.2. Факторы, влияющие на формирование Я – концепции

В условиях кардинальных перемен в идеологии, в общественной жизни в целом и в частности в образовании сдвиги происходят и в педагогическом сознании. По-новому видятся цели образования, предполагающие по возможности полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу, приобщение ее к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с культурой . Видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в образовательной среде школы, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат становлению личности. Ведущими характеристиками личностно-развивающей среды являются:

Факторы, влияющие на «я»-концепцию[ | ]

Все исследователи отмечают сложность и неоднозначность становления и развития образа «я». Образ «я» — это системное, многокомпонентное и многоуровневое образование человеческой психики. Все составляющие этой системы имеют бесчисленное множество степеней свободы, что осложняет возможность научного подхода в диагностике и прогнозировании формирования «я»-образа. По-видимому, точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самость, самоактуализация, «я» идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе «я».

Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, относящиеся к оценкам других, которые влияют на представления индивида о самом себе:

  1. Согласованность внешней оценки и «я»-концепции.
  2. Значимость представлений, которые затрагивает оценка.
  3. Доверие к эксперту. Чем большим кредитом доверия пользуется эксперт, выносящий оценку, тем значительней его влияние (Bergin, 1962).
  4. Число повторений. Чем больше число повторений выданной оценки, тем больше вероятность её принятия.
  5. Модальность оценки. Принятие или игнорирование внешней оценки зависит от того, позитивна она или негативна.

Исходя из этого, внешняя оценка будет представлять собой угрозу «я»-концепции в случаях, когда:

  • оценка не совпадает с представлениями индивида о самом себе и является негативной;
  • оценка затрагивает функционально значимые понятия, которые индивид использует для самоопределения;
  • эксперт, выносящий оценку, пользуется значительным кредитом доверия;
  • индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может её игнорировать.

Рефлективное «я» — своего рода когнитивная схема, лежащая в основе имплицитной теории личности, в свете которой индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях. В психологической упорядоченности представления субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют высшие диспозиционные образования — система ценностных ориентаций в частности.

Г. Е. Залесский выделяет следующие этапы формирования личностных смыслов:

  1. значение выступает как эталон оценки ситуации, выбора системы средств ориентировки;
  2. осуществляется деятельность целеполагания, выбора целей, мотивов, личная значимость выбора начинает осознаваться в большей мере;
  3. различные «компоненты» «я» начинают функционировать как один механизм, образуется система. Выбор мотивов осуществляется через убеждения и мировоззрение (Л. И. Божович);
  4. значение уходит на «послесознательный уровень» (А. Н. Леонтьев), действует как установка. Отметим, что значение не может быть выделено без действия — значение, действие и мотив формируются одновременно. Мотив влияет на выделение целей. Самооценка определяет процесс поиска средств их достижения.

Как формируется «Я-концепция»?

«Я-концепция» – это устойчивая система, особенно на небольших временных промежутках. Но в долгосрочной перспективе она проявляет пластичность, формируясь и меняясь на протяжении всей жизни человека под влиянием большого количества внутренних и внешних факторов.

Наибольшее воздействие на формирования «Я-концепции» оказывают такие факторы как:

  1. Влияние «значимых других». Для ребёнка это в первую очередь родители. Позже к ним добавляются воспитатели, а также сверстники, прислушиваясь к мнению которых, школьники порой демонстрируют сильный конформизм. Взрослые люди тоже придают большое значение мнению «значимых других», поэтому у каждого из нас «Я-концепция» постепенно меняется на протяжении жизни при общении с друзьями и близкими.
  2. Эмоции и потрясения. Все эмоции, которые мы испытываем из-за различных событий, перемен в своей жизни, состояния своего здоровья, психосоматических и физиологических факторов, оказывают влияние на наше представление о самих себе. Некоторые события могут оказывать достаточно радикальное влияние, если мы при этом чувствуем сильное разочарование или восторг от своих способностей.
  3. Сопоставление имеющегося и желаемого. В юности подростку кажется, что он ещё развивается и его перспективы практически безграничны. Но по мере взросления он находит всё больше несоответствий, сравнивая «Я-реальное» и «Я-идеальное». Кроме того, он всё чаще замечает расхождения в других аспектах своей жизни, например, между желаемыми и предпринимаемыми действиями.
  4. Мотивация и внутренние выгоды. Наши представления о себе часто меняются не из-за определённых событий в прошлом, а для достижения определённой цели в будущем. Поэтому, мощный мотивирующий фактор может резко улучшить наши представления о собственных способностях и повысить самооценку, поскольку это необходимо для достижения желанной цели.

Похожие термины:

(Я-профессиональное) – обобщенное представление учителя о себе как о профессионале.

та часть концепции личности учителя, к-рая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в настоящее время («актуальное Я»); того, каким учитель видит себя и оценивает по отношению к нача

система осознанных и достаточно устойчивых представлений индивида о самом себе, на основе которой он выстраивает отношения с окружающей действительностью; единство и целостность личности с ее с

педагогическая технология, основанная на ассоциативно-рефлекторной теории, считающей, что усвоение знаний, формирование навыков и умений есть процесс образования в сознании человека различных а

предполагает, что процесс усвоения знаний и формирования соответствующих навыков и умений протекает в ходе овладения определенной деятельностью (выполняю действия – получаю нужные знания о них)

означает, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает профессиональную (учеб

провозглашает основную цель образования, заключающуюся в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности.

система основных взглядов; определенный способ понимания.

система взглядов на читателя как носителя читательского сознания и субъекта читательской деятельности и читательского общения, представленная в определенных формулах и моделях (вербально или в

система взглядов на чтение как систему обучения и учения чтению определенных категорий читателей (и детей, и взрослых), реализуемая на практике в образовании и самообразовании разными социальным

рассматривает обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся.

трактует обучение как непрерывный процесс «реконструкции» опыта обучающегося

обращает внимание на интегральную связь познания с действительностью, критериями построения которой является ряд «ведущих идей», которые имеют мировоззренческое значение. совокупность представлений о том, каким должен быть каждый представитель данного этноса

Понятие разрабатывается И. Коном.

стереотипы воспитания, складывающиеся в народных традициях и опыте, но не имеющие теоретического оформления.

(лат. concepcio – понятие, взгляд, замысел): в гуманитарном знании концепцией можно считать любую целостную идею, которая может выступать в качестве интеллектуального инструмента для принятия решений,

Актуальность психологического обеспечения Я-концепции определяется многими причинами. Э. Берне показал огромное влияние Я-концепции на успешность процесса обучения в школе. Имеются исследовани

рассматривает обучение как процесс передачи и переработки информации.

теория коллективной научной деятельности, рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах: предметно-логическом, научно-социальном и личностно-психологиче-ском (М.Я. Ярошевский). Единицей анализ

(от лат. conceptio — понимание, восприятие, система) — система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ пон

Похожие термины:

  • центральное понятие целого ряда трактовок личности человека. Имеет богатейшую традицию в рамках философии. В самом общем виде «Я» — самость, т. е. интегральная целостность, «одноличие», «подлинно

  • 1. Целенаправленная форма поведения, обеспечивающая сохранение и длительное поддержание физического и нравственного здоровья индивида, социальных групп, общества. Включает в себя лишь ту деятель

  • Міський спосіб життя. Urban way of life. Согласно Л. Вирту (L. Wirth) – Образ жизни, отличный от сельского и присущий исключительно городу, отличительными особенностями которого являются: прогрессирующее раз

  • образ жизни характерный для т.н. общественных животных. Предполагает установление социальной и популяционной структуры высокой сложности, развитие средств коммуникации, группового поведения, а

  • nomands and nomadism) — люди или общества, например, бедуины пустынь Северной Африки, отличающиеся непостоянством местожительства и перемещающиеся с места на место в поисках продовольствия либо пастбищ. К

  • присущий человеку активный способ восприятия и оценки объектов внешнего мира, связанный с необходимостью постоянной разработки и освоения новых моделей взаимодействия с ними. В условиях действи

  • преобладающая черта современного общества (согласно взгляду Л. Вирта, 1938). Вирт считал эту черту более яркой, чем индустриализм или капитализм, поскольку развитие больших и малых городов изменило

  • nomadism), традиц. образ жизни, к-рый ведут народы, регулярно меняющие места обитания ради приобретения источников пищи и ср-в для жизни. В отличие от рабочих-мигрантов, к-рые, покидая свое место жительс

  • конкретный вид социальной жизнедеятельности молодых людей, обусловленный и детерминированный объектными, прежде всего экономическими условиями жизни (уровнем жизни), а также опосредуемый отраж

  • результат отражения внешнего объекта, получаемый в ходе реагирования внутренних познавательных механизмов (имитационно-реконструктивного и организационно- структурирующего, а также — идентифик

  • 1. Мысленный или вещественный конструкт, представляющий какой- либо объект. 2. Субъектная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и вре

  • SUBURBAN WAY OF LIFE) Считается, что людям, проживающим в пригородах, свойственен особый образ жизни. Одни исследователи называют его «приватизированным», указывая на замкнутость таких семей (inward-looking families)

  • условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом; исторически сложившаяся специфическая форма

  • может быть конкретным, отображающим объект в объемном, неискаженном виде, или абстрактным, создающим настроение, рассчитанным на сильную эмоциональную реакцию зрителя. Зрительные образы могут бы

  • деятельность людей, которая направляется на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний

  • отношение индивидов какого-либо вида или популяции животных к абиотическим условиям существования, другим видам и особям своего вида.

  • вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения людей.

  • совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представления о материальном объекте, явлении, историческом событии, характер

  • осознанно и самостоятельно строящаяся человеком система адаптивно необходимых интересов и видов деятельности, позволяющих поддерживать физическое, психическое, социальное и духовное здоровье

  • понятие, отражающее специфические ценностные ориентации людей, их жизненные установки и стереотипы поведения, условия жизни, в том числе особенности проживания, социального контроля и партнерст

Податливая Я-концепция

Наша способность вызывать определенные я-схемы, игнорируя других, делает наши самооценки податливыми. В данный момент наша самооценка зависит от социальных ситуаций, в которых мы находимся, и обратной связи, которую мы получаем от окружающей среды. В некоторых случаях эта гибкость означает, что определенные части личности будут особенно заметны. Например, 14-летняя девочка может особенно осознавать свою молодость, когда она находится с группой пожилых людей. Если бы эта же 14-летняя была в группе других молодых людей, она реже думала бы о своем возрасте.

Самооценкой можно манипулировать, прося людей вспомнить времена, когда они вели себя определенным образом. Если их попросить вспомнить времена, когда они усердно работали, люди обычно могут это сделать; если попросить вспомнить времена, когда они были ленивы, люди также как правило, в состоянии сделать это. Многие люди могут помнить случаи обеих этих противоположных характеристик, но люди обычно воспринимают себя как одну или другую (и действуют в соответствии с этим восприятием) в зависимости от того, какая из них приходит на ум. Таким образом, самооценка может быть изменена и скорректирована.

Я-концепция и её связь с внешним образом и мнением окружающих

Представление о себе подпитывается различными факторами, такими как:

  • опыт
  • навыки
  • осознание тела
  • значения


Фото автора Gabriela Cheloni: Pexels

  • пожелания
  • статус.

Все это влияет на внешний образ. Даже, например, может переходить в позу. Человек, который ходит с опущенной головой и плечами, почти не смотрит вверх, скорее всего, будет иметь низкую самооценку, низкий статус. Возможно, что в прошлом он получал в основном негативную критику, возможно, еще и пережил травлю или избиения. Он не будет очень доверять себе.

Очевидно, что Я-концепция всегда влияет на работу, здоровье и социальное взаимодействие. Кто-то с негативным представлением о себе, вероятно, не станет пробовать новые вещи, совершить действия, полные энергии и стремления к действию, потому что его уверенность в своих силах подорвана. И тем, кто не любит себя, тоже будут знакомы трудности в общении с другими людьми.

Опасность здесь, конечно, заключается в том, что собственное поведение скатится в самоисполняющиеся пророчества, проще говоря: если кто-то говорит, что я ничего не могу сделать, тогда я действительно ничего не могу сделать.

Понятно, что ни самооценка, ни внешний образ не всегда основываются на фактах – строго говоря, оба являются результатом личных впечатлений и оценок. И это включает ошибки.


Фото автора Ivan Samkov: Pexels

Потому что противоположный пример, конечно, так же возможен: кто-то думает, что он одаренный оратор. Но просто еще никто не критиковал его риторику. Те, кто скрывают свои слабости и неудачи, делают это для защиты своей самооценки, опасаясь негативной обратной связи. Мнение окружающих имеет большое значение для формирования Я-концепции.

То, как другие оценивают человека естественно, также зависит от их опыта и ожиданий от него. Кто-то может иметь о нем положительное мнение. Но независимо от того, является ли представление негативным или не соответствует представлению о себе, имеет смысл бороться с этим.

Например, любому, кто анализирует свои сильные и слабые стороны приходится много работать над собой, постоянно переформируя Я-концепцию.

Если, с другой стороны, он просит своих друзей или коллег дать оценку, он получает внешний образ, который, возможно, завершает восприятие самого себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector