«я-концепция» характеристика, особенности, значение
Содержание:
- Когнитивные и мотивационные корни
- Формирование «Я-концепции»
- Зарождение «Я-концепции»
- Архитектоника Я-концепции
- Примеров гораздо больше
- Механизм формирования
- Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека
- Формирование образа «Я»
- Как формируется «Я-концепция»?
- Факторы влияния
- 3.2. Факторы, влияющие на формирование Я – концепции
- Факторы, влияющие на «я»-концепцию[ | ]
- Как формируется «Я-концепция»?
- Похожие термины:
- Похожие термины:
- Податливая Я-концепция
- Я-концепция и её связь с внешним образом и мнением окружающих
Когнитивные и мотивационные корни
Развитие Я-схемы и более широкой Я-концепции имеет когнитивные и мотивационные корни. Мы склонны обрабатывать информацию о себе более тщательно, чем информацию о других вещах. В то же время, согласно теории самовосприятия, самопознание приобретается практически так же, как мы приобретаем знания о других: мы наблюдаем за своим поведением и делаем выводы о том, кто мы есть, исходя из того, что мы замечаем.
Хотя люди мотивированы на поиск этого самопознания, они избирательны в информации, на которую они обращают внимание. Социальные психологи нашли три мотивации для поиска самопознания:
- Чтобы узнать правду о себе, независимо от того, что найдено.
- Различать благоприятную, самоусиливающуюся информацию о себе.
- Чтобы подтвердить то, что человек уже думает о себе.
Формирование «Я-концепции»
Самопознание — что это такое в психологии и философии
Благодаря взаимодействию с окружающим миром, человек создает картину собственного Я. Процесс формирования Я-образа берет начало в детстве. Условно его можно подразделить на 5 этапов:
- С рождения до 2-х лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что его тело и внутренний мир существуют независимо друг от друга и принадлежат только ему. В зеркале малыш уже способен узнать себя. Ребенок двух лет старается установить собственные границы, например, «мой карандаш», «моя машинка».
- От 2-х до 5-6 лет. В дошкольном возрасте у ребенка формируется отношение к собственной персоне. Пример, из-за правильного чтения малыш считает себя умным, из-за неудач – плохим. Самооценка ребенка в этот период зависит от отношения к нему близких людей: родителей, сестер и братьев. Именно она считается базовым элементом Я-концепции. Дети в этом возрасте стараются как можно больше узнать о себе. Все полученные знания применяются для интеграции собственного поведения.
- В школьном возрасте Я-образ ребенка меняется. Успехи в учебе, отношение учителей и одноклассников, похвала или порицание родителей – все это влияет на мнение индивида о себе. У отличников в Я-концепции преобладает трудолюбие, у неуспевающих учеников может развиться комплекс неполноценности. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо найти то занятие, в котором ребенок будет успешен, например, рисование, музыка, спорт.
- В возрасте 13-17 лет дети становятся озабочены тем, как их воспринимает социум. В этот период развивается Эго-идентичность, другими словами цельное представление о собственной персоне.
- От 18 лет и старше Я-картинка личности стремится к постоянству, однако человеку приходится сталкиваться с ее изменениями. Женитьба, смена работы, появление детей или внуков, смерть близких провоцируют индивида пересмотреть отношение к себе.
Английский педагог и психолог, Роберт Бернс, наряду с отечественными психотерапевтами, выделяет в структуре Я-концепции три важных элемента:
- Я-образ или когнитивную составляющую. Изучая этот элемент, можно говорить о том, что Я реальное это в психологии – не что иное, как представления человека о собственной личности.
- Самооценку или оценочную оставляющую. Зеркальное Я отражает аффективное представление индивида о самом себе.
- Поведенческую составляющую – идеальное Я. Данный вид включает в себя конкретные действия и реакции человека, которые обуславливаются самооценкой личности и образом Я. Поведенческая составляющая связана с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.
Образ Я в психологии это условный свод элементов, который, по сути, считается цельным образованием. Каждый компонент структуры, несмотря на самостоятельность, тесно взаимосвязан с другими составляющими Я-концепции.
Зарождение «Я-концепции»
В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого. Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки.
Несмотря на это, найти какую-либо точную и единую трактовку рассматриваемого термина довольно сложно, а наиболее близким к нему по смыслу является термин «самосознание». Соотношение этих двух терминов и сегодня не определено точно, но довольно часто они считаются синонимами. Однако в некоторых случаях «Я-концепция» рассматривается отдельно от самосознания, выступая конченым продуктом его процессов.
Архитектоника Я-концепции
Я-концепция формируется в процессе получения жизненного опыта и развития человека. Этот процесс выступает как итог:
- самонаблюдения (наблюдения человека за своим поведением и внешностью);
- самовосприятия (восприятие человеком своих эмоций, ощущений и тому подобное);
- самоанализа (анализ человеком своих поступков, отношений с окружающими, мыслей).
Представление человека о себе формирует его опыт
В «Я-концепции» можно также выделить следующие компоненты:
- образ «Я» (когнитивный). Это ничто иное как представление человека о самом себе;
- самооценка (оценочный). Эмоциональная оценка человеком своего внутреннего «Я»;
- поведенческий. Это то, как человек реагирует и поступает, руководствуясь знаниями о себе самом и своей самооценкой.
В своих исследованиях концепции представления человека о самом себе ученые часто затрагивали такое понятие как самооценка.
Также популярным был термин «самопринятие» или «самоосознавание», которыми ученые-психологи обозначали принятие и уважение человека к самому себе вне зависимости от своих недостатков.
Человек взаимодействует с окружающим миром, становясь субъектом всевозможных видов деятельности. Благодаря любому такому взаимодействию формируется образ собственного «Я».
Со временем человек формирует суммарное представление о своем «Я», которое будет состоять из отдельных элементов, образующихся во время самоанализа, самонаблюдения и самопознания.
Примеров гораздо больше
Я-концепцию можно иначе назвать сапомозиционированием. Как Вы себя позиционируете, так все и будет в реальности. Мне в этом плане повезло. Я когда начинал вести этот блог, я очень многого не знал. Да, у нас с братом был свой небольшой магазин, и приходилось часто писать тексты и продавать: товар, идеи, сотрудничество и т.д., но в копирайтинге я был профаном. Это если говорить честно.
Но я изначально позиционировал свой блог как профессиональный ресурс, а себя выставлял профессионалом своего дела. Это, собственно и была моя Я-концепция (о которой я на тот момент вообще ничего не знал). Результат не заставил себя долго ждать: мой мозг сам сделал меня таким, каким я себя видел. Сейчас многие меня считают экспертом, хотя на самом деле — это всего лишь результат внутреннего видения и соответсвующего поведения. Ни больше, ни меньше.
Механизм формирования
Механизмы формирования психологии Я были предложены И. С. Коном:
- Социальное сравнение. Когда формируется система критериев для самооценки, люди начинают сравнивать себя с окружающими. Такой процесс называется социальным сравнением.
- Зеркальное отражение. Человек составляет представление о себе исходя из реакции на себя со стороны окружающих. С рождения индивид не имеет критериев для оценки себя. Она заимствует их у других людей, формирует собственную систему.
- Самоверификация, самопрезентация. Когда человек сформировал первоначальный образ своего Я, он проводит поверхностную проверку составленного образа. Для этого он рассматривает оценки к себе со стороны других людей.
- Иерархизация. Ядро Я-концепции состоит из тех качеств, свойств, элементов, которые наиболее важны для личности.
- Самоатрибуция. Когда человек формирует представление о себе, он получает информацию путем наблюдения за своим поведением, анализа чувств, изучения обстоятельств, которые влияют на поведение.
- Смысловая интеграция.
Если изучать плоскость Я-концепции, можно выделить ряд уровней ее становления. Они актуальны, если все содержательные компоненты структуры взаимодействуют. Уровни становления:
- агармоничный;
- дисгармоничный;
- смешанный;
- оптимальный;
- гармоничный.
При взрослении человека образы Я становятся многокомпонентными, дифференцированными. Первые предпосылки к формированию Я-концепции проявляются уже у младенцев. Ребенок учится разделять ощущения на собственные, которые проявляются от его личной активности, внешние, которые не зависят от него.
Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека
В жизни каждого из нас «Я-концепция», по большому счёту, имеет тройственное значение.
В первую очередь, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности и относительную поведенческую устойчивость. В случае, когда новый опыт, который получает человек, не расходится с его видением себя, он легко принимается «Я-концепцией». Но если этот опыт не согласуется с имеющимся образом и противоречит ему, активизируются механизмы психологической защиты, помогающие человеку либо как-то объяснить отрицательный опыт, либо просто отвергнуть его. Благодаря этому, «Я-концепция» остаётся уравновешенной, причём, даже если реальный опыт ставит её под угрозу. Согласно идее Роберта Бернса, такое стремление личности защититься и избежать разрушительного влияния можно назвать одной из основ нормального поведения.
Второй функцией «Я-концепции» можно назвать определение характера понимания человеком получаемого опыта. Видение себя является специфическим внутренним фильтром, определяющим особенности восприятия индивидом любого события и любой ситуации. Когда события и ситуации проходят через этот фильтр, они подвергаются переосмыслению и им придаются значения, которые соответствуют «Я-концепции».
И, наконец, третьим в этом списке является то, что «Я-концепция» служит основой ожиданий человека, проще говоря, его представлений о том, что должно случиться. Люди, которые уверены в своей значимости, всегда ожидают, что и окружающие будет относиться к ним соответствующим образом, а те, кто сомневается в своей ценности, склонны считать, что они никому не нужны и никому не нравятся и, как следствие, стараются максимально ограничить свои социальные контакты.
Отсюда и вывод, что развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции».
НАПОСЛЕДОК: Как вы могли заметить, тема «Я-концепции» тесно связана с процессом самопознания, а это значит, что если человек разберётся в особенностях своей личности и осознает свою собственную «Я-концепцию», функционировать в мире, взаимодействовать с окружающими, достигать успехов и развиваться ему станет гораздо легче и даже интереснее. Так что предлагаем вам не откладывать работу над собой «в долгий ящик» и уже сейчас (или хотя бы в ближайшее время) приступить к познанию себя – специально для вас мы создали очень интересный и эффективный курс по самопознанию, который сможет раскрыть вам, пожалуй, практически все грани своей «Я-концепции». Курс вы найдёте здесь.
Желаем вам успехов и продуктивного самопознания!
Советуем также прочитать:
- Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра
- Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание
- Шесть сигм
- Идеи Карла Густава Юнга
- Альтернативные концепции питания. Какая лучше?
- Критерии личности
- Бизнес-этика: концепция тройного критерия
- Эго, Суперэго и Ид в психоанализе
- Концепция Lean. Бережливое производство
- Влияние социальных ролей на развитие личности
Ключевые слова:1Психорегуляция
Формирование образа «Я»
Понимая образ «Я» как основной продукт коммуникативной и предметной деятельности, мы видим путь его формирования как развитие от части к целому, основную роль в котором играет аналитико-синтетическая деятельность мышления. Можно говорить о наличии ядерного и периферийного образования в структуре образа «Я». В качестве принципа, согласно которому происходит это своеобразное разделение, полагается субъективная значимость оценочных знаний о себе, родственная личностным смыслам в понимании А.Н.Леонтьева. Деятельность, обладающая субъективной значимостью и детерминирующая формирование либо изменение образа «Я», всегда несет в себе мощный эмоциональный компонент, который, в сущности, и представляет собой периферию образа. Под воздействием упорядочивающей функции мышления эмоциональный компонент проходит стадию переживания и проживания, наполняется субъективными значениями и обретает личностный смысл, перемещаясь к схематично обозначенному ядру образа «Я». Признавая единство эмоциональной и интеллектуальной деятельности и невозможность их разделения, мы говорим не о «чистой» аффективной периферии образа «Я» и его рациональном ядре, а об эмоциональном знании и рациональном аффекте в его структуре.
Таким образом, анализ основных феноменов и закономерностей онтогенеза самосознания — одного из самых важных и сложных вопросов психологии развития — должен осуществляться на основе изучения его различных проекций (образов целого), сохраняющих в себе принципы целостности и системности. Так, при исследовании самосознания в качестве такой проекции может выступать образ «Я».
Столярова П.П.
Также читайте:
Вопросы использования mmpi
Восприятие и запоминание трудночитаемых цветовых сочетаний
Ассоциативный эксперимент в исследовании образа физического «я»
Компьютерно-опосредованная коммуникация в условиях образовательной среды
Трансформация научного дискурса в работах последователей Л.С.Выготского
Как формируется «Я-концепция»?
Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.
Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку создавать образ собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение». По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях. Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.
Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самопознания, самонаблюдения и самоанализа. Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции». А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.
Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда. По мере практики, т.е. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.
Факторы влияния
На формирование, развитие Я-концепции влияет:
- адекватное выражение самосознания;
- ясность сознания;
- наличие угроза (ее быть не должно);
- личная адекватность.
Описание себя со стороны зависит от воздействия внешних раздражителей.
Существует три типа самооценки — низкая, средняя, высокая. На формирование низкой самооценки влияют:
- постоянные требования послушания;
- безразличие со стороны родственников;
- конфликты в семье;
- повторный брак, развод родителей.
Средняя самооценка развивается в том случае, если:
- Родители принимают ребенка таким, какой он есть, терпят его поведение.
- Близкие родственники и друзья относятся к ребенку покровительственно.
- Действия детей вызывают у родителей тревогу, волнение.
Высокая самооценка развивается у детей, которые:
Получают заботу и внимание.
Воспитываются в семье с четкими нормами, правилами.
Видят солидарность, сплоченность родителей.
Ощущают атмосферу взаимного доверия.
Поддерживают хорошие отношения с обоими родителями.
Понимают важность действий, которые приводят к достижению положительного социального статуса в будущем.
В детском возрасте самыми влиятельными факторами формирования Я-концепции является взаимоотношения между родителями и атмосфера в семье. Также самооценка зависит от материнской депривации, порядка в котором рождаются дети, социального статуса семьи, отношения со сверстниками.
3.2. Факторы, влияющие на формирование Я – концепции
В условиях кардинальных перемен в идеологии, в общественной жизни в целом и в частности в образовании сдвиги происходят и в педагогическом сознании. По-новому видятся цели образования, предполагающие по возможности полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу, приобщение ее к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с культурой . Видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в образовательной среде школы, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат становлению личности. Ведущими характеристиками личностно-развивающей среды являются:
Факторы, влияющие на «я»-концепцию[ | ]
Все исследователи отмечают сложность и неоднозначность становления и развития образа «я». Образ «я» — это системное, многокомпонентное и многоуровневое образование человеческой психики. Все составляющие этой системы имеют бесчисленное множество степеней свободы, что осложняет возможность научного подхода в диагностике и прогнозировании формирования «я»-образа. По-видимому, точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самость, самоактуализация, «я» идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе «я».
Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, относящиеся к оценкам других, которые влияют на представления индивида о самом себе:
- Согласованность внешней оценки и «я»-концепции.
- Значимость представлений, которые затрагивает оценка.
- Доверие к эксперту. Чем большим кредитом доверия пользуется эксперт, выносящий оценку, тем значительней его влияние (Bergin, 1962).
- Число повторений. Чем больше число повторений выданной оценки, тем больше вероятность её принятия.
- Модальность оценки. Принятие или игнорирование внешней оценки зависит от того, позитивна она или негативна.
Исходя из этого, внешняя оценка будет представлять собой угрозу «я»-концепции в случаях, когда:
- оценка не совпадает с представлениями индивида о самом себе и является негативной;
- оценка затрагивает функционально значимые понятия, которые индивид использует для самоопределения;
- эксперт, выносящий оценку, пользуется значительным кредитом доверия;
- индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может её игнорировать.
Рефлективное «я» — своего рода когнитивная схема, лежащая в основе имплицитной теории личности, в свете которой индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях. В психологической упорядоченности представления субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют высшие диспозиционные образования — система ценностных ориентаций в частности.
Г. Е. Залесский выделяет следующие этапы формирования личностных смыслов:
- значение выступает как эталон оценки ситуации, выбора системы средств ориентировки;
- осуществляется деятельность целеполагания, выбора целей, мотивов, личная значимость выбора начинает осознаваться в большей мере;
- различные «компоненты» «я» начинают функционировать как один механизм, образуется система. Выбор мотивов осуществляется через убеждения и мировоззрение (Л. И. Божович);
- значение уходит на «послесознательный уровень» (А. Н. Леонтьев), действует как установка. Отметим, что значение не может быть выделено без действия — значение, действие и мотив формируются одновременно. Мотив влияет на выделение целей. Самооценка определяет процесс поиска средств их достижения.
Как формируется «Я-концепция»?
«Я-концепция» – это устойчивая система, особенно на небольших временных промежутках. Но в долгосрочной перспективе она проявляет пластичность, формируясь и меняясь на протяжении всей жизни человека под влиянием большого количества внутренних и внешних факторов.
Наибольшее воздействие на формирования «Я-концепции» оказывают такие факторы как:
- Влияние «значимых других». Для ребёнка это в первую очередь родители. Позже к ним добавляются воспитатели, а также сверстники, прислушиваясь к мнению которых, школьники порой демонстрируют сильный конформизм. Взрослые люди тоже придают большое значение мнению «значимых других», поэтому у каждого из нас «Я-концепция» постепенно меняется на протяжении жизни при общении с друзьями и близкими.
- Эмоции и потрясения. Все эмоции, которые мы испытываем из-за различных событий, перемен в своей жизни, состояния своего здоровья, психосоматических и физиологических факторов, оказывают влияние на наше представление о самих себе. Некоторые события могут оказывать достаточно радикальное влияние, если мы при этом чувствуем сильное разочарование или восторг от своих способностей.
- Сопоставление имеющегося и желаемого. В юности подростку кажется, что он ещё развивается и его перспективы практически безграничны. Но по мере взросления он находит всё больше несоответствий, сравнивая «Я-реальное» и «Я-идеальное». Кроме того, он всё чаще замечает расхождения в других аспектах своей жизни, например, между желаемыми и предпринимаемыми действиями.
- Мотивация и внутренние выгоды. Наши представления о себе часто меняются не из-за определённых событий в прошлом, а для достижения определённой цели в будущем. Поэтому, мощный мотивирующий фактор может резко улучшить наши представления о собственных способностях и повысить самооценку, поскольку это необходимо для достижения желанной цели.
Похожие термины:
(Я-профессиональное) – обобщенное представление учителя о себе как о профессионале.
та часть концепции личности учителя, к-рая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в настоящее время («актуальное Я»); того, каким учитель видит себя и оценивает по отношению к нача
система осознанных и достаточно устойчивых представлений индивида о самом себе, на основе которой он выстраивает отношения с окружающей действительностью; единство и целостность личности с ее с
педагогическая технология, основанная на ассоциативно-рефлекторной теории, считающей, что усвоение знаний, формирование навыков и умений есть процесс образования в сознании человека различных а
предполагает, что процесс усвоения знаний и формирования соответствующих навыков и умений протекает в ходе овладения определенной деятельностью (выполняю действия – получаю нужные знания о них)
означает, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает профессиональную (учеб
провозглашает основную цель образования, заключающуюся в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности.
система основных взглядов; определенный способ понимания.
система взглядов на читателя как носителя читательского сознания и субъекта читательской деятельности и читательского общения, представленная в определенных формулах и моделях (вербально или в
система взглядов на чтение как систему обучения и учения чтению определенных категорий читателей (и детей, и взрослых), реализуемая на практике в образовании и самообразовании разными социальным
рассматривает обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся.
трактует обучение как непрерывный процесс «реконструкции» опыта обучающегося
обращает внимание на интегральную связь познания с действительностью, критериями построения которой является ряд «ведущих идей», которые имеют мировоззренческое значение. совокупность представлений о том, каким должен быть каждый представитель данного этноса
Понятие разрабатывается И. Коном.
стереотипы воспитания, складывающиеся в народных традициях и опыте, но не имеющие теоретического оформления.
(лат. concepcio – понятие, взгляд, замысел): в гуманитарном знании концепцией можно считать любую целостную идею, которая может выступать в качестве интеллектуального инструмента для принятия решений,
Актуальность психологического обеспечения Я-концепции определяется многими причинами. Э. Берне показал огромное влияние Я-концепции на успешность процесса обучения в школе. Имеются исследовани
рассматривает обучение как процесс передачи и переработки информации.
теория коллективной научной деятельности, рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах: предметно-логическом, научно-социальном и личностно-психологиче-ском (М.Я. Ярошевский). Единицей анализ
(от лат. conceptio — понимание, восприятие, система) — система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ пон
Похожие термины:
-
центральное понятие целого ряда трактовок личности человека. Имеет богатейшую традицию в рамках философии. В самом общем виде «Я» — самость, т. е. интегральная целостность, «одноличие», «подлинно
-
1. Целенаправленная форма поведения, обеспечивающая сохранение и длительное поддержание физического и нравственного здоровья индивида, социальных групп, общества. Включает в себя лишь ту деятель
-
Міський спосіб життя. Urban way of life. Согласно Л. Вирту (L. Wirth) – Образ жизни, отличный от сельского и присущий исключительно городу, отличительными особенностями которого являются: прогрессирующее раз
-
образ жизни характерный для т.н. общественных животных. Предполагает установление социальной и популяционной структуры высокой сложности, развитие средств коммуникации, группового поведения, а
-
nomands and nomadism) — люди или общества, например, бедуины пустынь Северной Африки, отличающиеся непостоянством местожительства и перемещающиеся с места на место в поисках продовольствия либо пастбищ. К
-
присущий человеку активный способ восприятия и оценки объектов внешнего мира, связанный с необходимостью постоянной разработки и освоения новых моделей взаимодействия с ними. В условиях действи
-
преобладающая черта современного общества (согласно взгляду Л. Вирта, 1938). Вирт считал эту черту более яркой, чем индустриализм или капитализм, поскольку развитие больших и малых городов изменило
-
nomadism), традиц. образ жизни, к-рый ведут народы, регулярно меняющие места обитания ради приобретения источников пищи и ср-в для жизни. В отличие от рабочих-мигрантов, к-рые, покидая свое место жительс
-
конкретный вид социальной жизнедеятельности молодых людей, обусловленный и детерминированный объектными, прежде всего экономическими условиями жизни (уровнем жизни), а также опосредуемый отраж
-
результат отражения внешнего объекта, получаемый в ходе реагирования внутренних познавательных механизмов (имитационно-реконструктивного и организационно- структурирующего, а также — идентифик
-
1. Мысленный или вещественный конструкт, представляющий какой- либо объект. 2. Субъектная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и вре
-
SUBURBAN WAY OF LIFE) Считается, что людям, проживающим в пригородах, свойственен особый образ жизни. Одни исследователи называют его «приватизированным», указывая на замкнутость таких семей (inward-looking families)
-
условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом; исторически сложившаяся специфическая форма
-
может быть конкретным, отображающим объект в объемном, неискаженном виде, или абстрактным, создающим настроение, рассчитанным на сильную эмоциональную реакцию зрителя. Зрительные образы могут бы
-
деятельность людей, которая направляется на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний
-
отношение индивидов какого-либо вида или популяции животных к абиотическим условиям существования, другим видам и особям своего вида.
-
вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения людей.
-
совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представления о материальном объекте, явлении, историческом событии, характер
-
осознанно и самостоятельно строящаяся человеком система адаптивно необходимых интересов и видов деятельности, позволяющих поддерживать физическое, психическое, социальное и духовное здоровье
-
понятие, отражающее специфические ценностные ориентации людей, их жизненные установки и стереотипы поведения, условия жизни, в том числе особенности проживания, социального контроля и партнерст
Податливая Я-концепция
Наша способность вызывать определенные я-схемы, игнорируя других, делает наши самооценки податливыми. В данный момент наша самооценка зависит от социальных ситуаций, в которых мы находимся, и обратной связи, которую мы получаем от окружающей среды. В некоторых случаях эта гибкость означает, что определенные части личности будут особенно заметны. Например, 14-летняя девочка может особенно осознавать свою молодость, когда она находится с группой пожилых людей. Если бы эта же 14-летняя была в группе других молодых людей, она реже думала бы о своем возрасте.
Самооценкой можно манипулировать, прося людей вспомнить времена, когда они вели себя определенным образом. Если их попросить вспомнить времена, когда они усердно работали, люди обычно могут это сделать; если попросить вспомнить времена, когда они были ленивы, люди также как правило, в состоянии сделать это. Многие люди могут помнить случаи обеих этих противоположных характеристик, но люди обычно воспринимают себя как одну или другую (и действуют в соответствии с этим восприятием) в зависимости от того, какая из них приходит на ум. Таким образом, самооценка может быть изменена и скорректирована.
Я-концепция и её связь с внешним образом и мнением окружающих
Представление о себе подпитывается различными факторами, такими как:
- опыт
- навыки
- осознание тела
- значения
Фото автора Gabriela Cheloni: Pexels
- пожелания
- статус.
Все это влияет на внешний образ. Даже, например, может переходить в позу. Человек, который ходит с опущенной головой и плечами, почти не смотрит вверх, скорее всего, будет иметь низкую самооценку, низкий статус. Возможно, что в прошлом он получал в основном негативную критику, возможно, еще и пережил травлю или избиения. Он не будет очень доверять себе.
Очевидно, что Я-концепция всегда влияет на работу, здоровье и социальное взаимодействие. Кто-то с негативным представлением о себе, вероятно, не станет пробовать новые вещи, совершить действия, полные энергии и стремления к действию, потому что его уверенность в своих силах подорвана. И тем, кто не любит себя, тоже будут знакомы трудности в общении с другими людьми.
Опасность здесь, конечно, заключается в том, что собственное поведение скатится в самоисполняющиеся пророчества, проще говоря: если кто-то говорит, что я ничего не могу сделать, тогда я действительно ничего не могу сделать.
Понятно, что ни самооценка, ни внешний образ не всегда основываются на фактах – строго говоря, оба являются результатом личных впечатлений и оценок. И это включает ошибки.
Фото автора Ivan Samkov: Pexels
Потому что противоположный пример, конечно, так же возможен: кто-то думает, что он одаренный оратор. Но просто еще никто не критиковал его риторику. Те, кто скрывают свои слабости и неудачи, делают это для защиты своей самооценки, опасаясь негативной обратной связи. Мнение окружающих имеет большое значение для формирования Я-концепции.
То, как другие оценивают человека естественно, также зависит от их опыта и ожиданий от него. Кто-то может иметь о нем положительное мнение. Но независимо от того, является ли представление негативным или не соответствует представлению о себе, имеет смысл бороться с этим.
Например, любому, кто анализирует свои сильные и слабые стороны приходится много работать над собой, постоянно переформируя Я-концепцию.
Если, с другой стороны, он просит своих друзей или коллег дать оценку, он получает внешний образ, который, возможно, завершает восприятие самого себя.