Психология как наука

Структурное строение современной психологии

Разные ступени формирования, представляющие различные практические сферы, свойственны психологической системе научных дисциплин, которая имеет много ветвей. Определения классов многочисленных направлений психологии, как науки, добиться сложно.

Однако изучая принцип формирования психики в деятельности, можно попытаться осуществить данную классификацию, следовательно, можно психологическую сторону рассматривать, как базу для разделения на классы ветвей психологии. Данные категории представлены в форме:

  • конкретной деятельности,
  • развития,
  • отношения индивидуума к обществу.

Основываясь на первую позицию, можно определиться с перечнем направлений психологии, нацеленных на изучение психологических проблем определённых видов человеческой деятельности:

  • Изучение характерных психологических качеств трудовой деятельности и факторов научной организации трудового процесса входит в сферу влияния психологии труда. Данное направление решает задачи, связанные с изучением профессиональных особенностей личности и закономерностей формирования навыков. Личностный принцип в психологии используется при выяснении влияния на гражданина производственной обстановки. Данная позиция содержит независимые разделы науки психологии;
  • Специалисты, осуществляющие свою деятельность в сфере военной психологии, занимаются изучением поведения человека, который попадает в условия боевых действий. В компетенцию военного психолога входит исследование психологических аспектов взаимоотношений между начальниками и подчиненными, способов пропаганды и проблем психического характера, связанных с управлением боевыми единицами техники;
  • Принцип психологии спорта применяется в процессе изучения особенностей психики спортсмена, условий и методик психологической подготовки, показателей его мобилизационной готовности, психологические моментов проведения соревнований;
  • Психологические принципы торговли используются с целью исследования условий психологического воздействия рекламного продукта на сознание индивидуума.

Принципы психологии как науки, распространяются на один из её разделов под названием «эвристика». Своеобразная категория научного творчества изучает закономерности творческой деятельности и создаёт приёмы, посредством которых можно управлять эвристическими процессами.

Область, которая изучена не полностью, но наверняка известно, что психология художественного творчества напрямую связана с литературной сферой и искусством.

Рассматривая психологические аспекты в роли базового элемента классификации направлений психологии, можно утверждать, что проблематика отраслей данной науки предусматривает реализацию принципа развития. Речь идёт о возрастной, сравнительной и педагогической психологии, а также о психологии аномального развития.

Разделяя все ветви на классы с учётом психологических факторов отношений между индивидуумом и социумом, можно выделить ряд психологических наук, общей чертой которых является термин социальная психология.

Зачем изучать психологию

Целей может большое множество. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  1. Лучше познать себя;
  2. Помогать другим людям;
  3. Выстроить здоровые и экологичные отношения с другими людьми;
  4. Правильно выходить из конфликтов;
  5. Адекватно анализировать людей вокруг;
  6. Спасти человека (друга, приятеля, родственника) от проблем. Например, помочь выйти из абьюзивных отношений, помочь с зависимостями, а также убедить в необходимости обращения к специалисту;
  7. Работать профессионально и зарабатывать деньги (самостоятельное ознакомление с наукой психологии может стать лишь первой ступеньки к получению высшего образования);
  8. Переживать правильно свой собственный стресс и травмирующие события;
  9. Личностный рост.

В целом, целей для изучения психологии много. Они могут компилироваться друг с другом. А также дополняться личностной мотивацией. Например, человек рос в семье, в которой мать применяла физическое и психологическое насилие над ребенком. Чтобы предотвратить порочный круг насилия и нездоровой психики, ребенок начинает интересоваться психологией. Пытается проработать проблему, чтобы не повторить такое же поведение уже в своей собственной семье.

Изучение психологии дает многие преимущества для человека

Контрольные задания

Тест

1. Предмет изучения психологии:

а) психические процессы;

б) психические расстройства;

в) психические состояния;

г) психика.

2. Выделить психические свойства:

а) ощущение, внимание;

б) память, темперамент;

в) способности, характер.

3. Время возникновения психологии как науки:

а) до нашей эры;

б) XVI век;

в) XIX век.

4. Определить отрасль психологии, которая изучает болезненные расстройства психики:

а) парапсихология;

б) патопсихология;

в) возрастная психология.

5. Открытие рефлекса принадлежит:

а) И.П. Павлов;

б) Декарт;

в) М.Прохазка.

6. Сложные, врожденные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности:

а) инстинкт;

б) навык;

в) интеллектуальное поведение.

7. Определить соответствие между понятиями психический процесс, психическое состояние, психическое свойство:

а) способности;

б) воображение;

в) стресс;

г) метод.

8. Установите правильную последовательность.

Иерархия – уровни основных форм отражения

  1. Физическое …
  2. Психическое …
  3. Физиологическое …

9. Установите соответствия

Формы проявления психики

Проявление форм психики

1. процессы

2. состояния

3. свойства личности

  1. ощущение
  2. устойчивый интерес
  3. творческий подъем
  4. память
  5. восприятие
  6. убежденность
  7. сомнение
  8. направленность
  1. мышление
  2. темперамент
  3. воображение
  4. характер
  5. речь
  6. апатия
  7. способность
  8. угнетенность

Частые вопросы

В этом разделе мы попытаемся ответить на наиболее частые вопросы, которые возникают у людей, которые начали активно интересоваться особенностями человеческой психики.

Как связаны философия и психология

Как уже говорилось, психология и философия – это взаимосвязанные науки. Так как многие идеи и закономерности чернеются и философии. Более того, ученые философы вложили такой же существенный вклад в развитие психологии, как и ученые психологи.

У этих двух наук одни методы, схожие предметы. Психология – это возможность ответить на фундаментальные философские вопросы «Что такое душа?», «В чем смысл жизни», «Как правильно жить», «Что такое любовь» и другие подобные.

Кем можно стать после получения профессионального образования психолога

Данная сфера знаний очень универсальна. Она может быть использована повсеместно, в том числе для личных целей.

Когда вы получаете образований психолога, либо же врача-психиатра и психотерапевта, вы можете работать по специальности. Помимо денежной составляющей, вы также преследуете цель помощь людям, которые в ней нуждаются.

Таке с психологическим образованием можно стать консультантом, тренером, педагогом. Личные консультанты в компаниях сейчас очень востребованы, поэтому необязательно заниматься психологической практикой.

Но даже при ситуации, когда вы не хотите никаким образом связывать свою жизнь с психологией, получение образование имеет существенную пользу. Вы можете распознать абьюзера на ранних этапах, увидеть тирана за маской добродетели. Более того, вы можете более верно избрать необходимый способ выхода из конфликта, общений. Эти знаний позволят вам выстроить здоровые и экологическое отношения с любви человеком.

Могут ли у психологов быть проблемы психологического и психического характера

Психолог и человек, который изучает психологию – такая же личность как и все. Поэтому это нормально, если в какой-то период у него возникают проблемы психологического характера (травмы, стресс, депрессия). Разницы заключается только в том, что психолог может заметить симптомы каких-то болезней и расстройств у себя. Но его болезни также необходимо лечить.

Всегда ли знаний психологии достаточно для самолечения

Конечно, нет. Если речь идет о легких проблемах – переживаниях, навязчивых мыслях, то Наной психологии будет достаточно. Однако существуют и болезни психики, а также серьезные травмы. Их диагностика и лечение возможна только со стороны. Поэтому необходимо обращении к специалисту, даже если вы сами имеете профессиональное образование в этой отрасли.

Существует множество вопросов касательно изучения психологии

Основные представители и школы

Существуют разные школы, который образовались с течением времени:

Фрейдизм. Это школа, основанная Зигмундом Фрейдом в начале 20 века
Этот ученый обратил внимание на бессознательное (то что скрыто за рамками сознания), начал проводить исследования по его изучению. Фрейд утверждал, что далеко не всегда субъект может контролировать свои поступки, изменять поведение
Существуют действия, которые являются неосознанными. Их изучение выполняется трактовкой непроизвольных движений, расшифровкой сновидений.
Рефлексология. Основоположниками этой школы являются И.П. Павлов, В.М. Бехтерев. Оба ученых изучали процессы, происходящие в головном мозге, изменения состояния нервной системы при воздействии посторонних раздражителей.
Генетическая психология, разработанная психологом из Швейцарии Ж. Пиаже. Он создал собственную теорию развития интеллекта. Психолог утверждал, что только умственное развитие может дать человеку правильно представление об окружающем мире.
Классический бихевиоризм. Основоположником этой школы считается Дж. Уотсон. Он называл человеческое поведение комплексом врожденных, приобретенных реакций

При этом бихевиоризм не разделял людей, животных на отдельные группы, практически полностью отрицал важность сознания в жизни людей.
Когнитивная психология. Эта школа психологической науки появилась под влиянием быстрого развития компьютерных технологий

Когнитивная психология изучает зависимость поведенческих реакций людей, от имеющихся в их распоряжении когнитивных карт.
Гештальтпсихология — теория, которая пытается защитить целостность психики. Сторонники этой школы утверждали, что в мозгу постоянно возникают электромагнитные поля, которые взаимодействуют между собой.
Описательная психология. Основоположником этой школы считается В. Дильтей. Он утверждал, что жизнь — это совокупность творческих инстинктов, которые образуют единственную реальность.
Гуманистическая психология. Появилось это направление в 60-х годах 20 века. Оно строится на оптимистических мировоззрениях. Гуманисты верят в творческие возможности любого человека, его способность самостоятельно выбирать свою судьбу.

Наиболее выдающиеся представители психологии, которые внесли большой вклад в развитие науки:

  1. Пиаже Жан — годы жизни от 1896 до 1980. Является основоположником генетической эпистемологии. Длительное время изучал развитие, мышление детей. После этого начал изучать степени развития интеллекта.
  2. Айзенк Ганс Юрген — годы жизни от 1916 до 1997. Психолог из Англии, который основал клинико-психологическое направление исследований. Руководил собственной лабораторией в Лондоне.
  3. Вундт Вильгельм — годы жизни от 1832 до 1920. Известный ученый из Германии, который изучал психологию, философию, физиологию, различные языки. Первым объединил психологические знания в отдельную науку, создал лабораторию для практических занятий.
  4. Уотсон Джон Бродус — годы жизни от 1878 до 1958. Ученый из Америки, который стал основоположником бихевиоризма. Призывал других исследователей опираться на объективные методы исследований.
  5. Зигмунд Фрейд — годы жизни от 1856 до 1939. Психолог из Австрии, который создал психоанализ. Он длительное время занимался практической медициной, в результате чего сделал вывод, что многие боли зависят от психологического состояния человека.
  6. Юнг Карл Густав — годы жизни от 1875 до 1961. Ученый из Швейцарии, который изначально сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но позже создал собственное направление — аналитическую психологию. Он определил, что на поведение, развитие людей влияют не только индивидуальные особенности, но и воздействие общества.
  7. Павлов Иван Петрович — годы жизни от 1849 до 1936. Изучал деятельность мозга, нервной системы. Впервые выделил условные рефлексы. Создал собственную международную научную школу.
  8. Рубинштейн Сергей Леонидович — годы жизни от 1889 до 1960. Известный философ, психолог, который был корреспондентом АН СССР. Разработал принципы личностного подхода, детерминизма. Обобщил некоторые достижения психологической науки.
  9. Выготский Лев Семенович — годы жизни от 1896 до 1934. Один из ученых, который начал распространять психологическое учение по СССР. Заложил главные основы отечественной психолингвистики.
  10. Бехтерев Владимир Михайлович — годы жизни от 1857 до 1927. Ученый, изучавший невропатологию, психологию, физиологию. В России открыл экспериментальную лабораторию, а после этого основал Психоневрологический институт, который существует по сей день.

Это далеко не все известнейшие ученые, которые внесли вклад в развитие психологической науки.

Психологические концепции

Существует много разных концепций, так, к современным типам можно отнести:

  1. Когнитивная. Такая психология – это наука, изучающая познавательные процессы, которые сопоставляют некой вычислительной машине. Концепция направлена на изучение процесса их формирования и развития. Основной сделанный вывод – часто человек принимает решение под воздействие особенностей мышления.
  2. Неофрейдизм. Согласно одному из представителей этой концепции человек находится под управлением некоторого комплекса неполноценности, который возникает еще в момент рождения, когда вместо личности – беспомощное существо.
  3. Генетическая. Изучение этой концепции позволило установить, что основными факторами для развития являются созревание, опыт и социальное учение.

Определение психологии как науки

Если дословно переводить с греческого языка понятие «психология» получится два слова – «душа» и «знания». Они идеально передают суть науки – изучение души людей и животных. Наука изучает память людей, мышление и воображение, эмоции человека, его чувства, ощущения, восприятия действительности, темперамент и творческие или умственные способности. Каждый раз психологи пытаются понять, что руководит человеком в той или иной ситуации? Что происходит с его внутренним миром? И это только малая часть вопросов, которые изучает эта сложная и невероятно интересная наука. В действительности вопросов гораздо больше и каждый помогает раскрыться, узнать нечто новое о человеке, его образе мыслей, состоянии.

Зарождение психологии как науки

Становление психологии и начало ее развития в качестве самостоятельной науки происходило, как считается, с 1879 года, когда немецким физиологом, философом и психологом Вильгельмом Вундтом (1832- 1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория при Лейпцигском университете. Спустя 2 года на основе данной лаборатории формируется Институт экспериментальной психологии, в стенах которого проходили обучение многие выдающиеся мировые психологи, включая российских ученых В. М. Бехтерева, Г. И. Челпанова, Н. Н. Ланге. В этот же период Вундт основал первый психологический журнал и провел в Париже в 1889 году первый международный психологический конгресс с учреждением научного психологического сообщества.

Становление психологии как самостоятельной науки связано с развитием ее предмета, который, по представления Вундта, уникален и заключается в непосредственном опыте субъекта. Этот опыт  он постигает через самонаблюдение, интроспекцию, то есть особую процедуру наблюдения субъекта за процессами, происходящими в сознании. После определения «простейших элементов сознания» в форме ощущений и элементарных чувств, Вундт за основную задачу психологии принял установку связи между элементами и «законами» душевной жизни.

Американский психолог Эдвард Титченер (1867-1927) создал структурную психологию, развивая концепцию интроспективной психологии Вундта. За основной метод изучения ученый принял аналитическую интроспекцию, особенность которой состояла в том, что испытуемые давали результаты самонаблюдения терминами элементов структуры сознания, а не понятиями предметов внешнего мира или стимулами. Элементы сознания, по мнению Титченера, включали ощущения, представления и простейшие чувствования. Из них, как из кирпичиков, формировалось все разнообразие душевной жизни человека.

Другим последователем Вундта, немецким психологом и философом Освальдом Кюльпе (1862-1915), была основана Вюрцбургская школа. Эта школа развивала интроспективный метод, который отличался от методов Вундта и Титченера. Они одновременно рассматривали собственно сознательный опыт и процесс наблюдения за содержательной стороной данного опыта. Систематическая же интроспекция Кюльпе обладала больше ретроспективным характером, ведь испытуемые решали предложенную задачу, впоследствии подробно описывая ход психических процессов при ее решении. Здесь основной объект исследования представлял собой процесс мышления, а не его результат.

История психологии

В философском контексте психология существовала около тысячи лет назад в Древней Греции, Египте, Индии, Персии и Китае.

В 387 г. до н.э. Платон предположил, что в мозгу происходят умственные процессы, а в 335 г. до н. э. Аристотель предположил, что в сердце.

Авиценна, известный мусульманский врач, родившийся в 980 году нашей эры, изучал и лечил эпилепсию, ночные кошмары и плохую память. Утверждалось, что первые больницы для лечения психиатрических заболеваний были созданы исламскими врачами в средневековье.

В 1774 году Франц Месмер предположил, что гипноз, или «месмеризм», может помочь в лечении некоторых видов психических заболеваний.

В 1793 году Филипп Пинель освободил первых пациентов с проблемами психического здоровья из заключения, что стало сигналом к более гуманному обращению.

В 1879 году Вильгельм Вундт, Германия, основал психологию как самостоятельную экспериментальную область исследования. Он создал первую лабораторию, которая проводила психологические исследования исключительно в Лейпцигском университете. Вундт известен сегодня как основатель психологии.

В 1890 году американский философ Уильям Джеймс опубликовал книгу под названием «Основы психологии». Это обсуждалось психологами по всему миру на протяжении многих десятилетий. В том же году штат Нью-Йорк принял Закон о государственной помощи, в соответствии с которым люди с проблемами психического здоровья должны были покинуть свои дома и направиться в больницу для лечения.

Герман Аббингаус, который жил с 1850 по 1909 год и работал в Берлинском университете, был первым психологом, который интенсивно изучал память.

Иван Павлов, живший с 1849 по 1936 год, провел знаменитый эксперимент, который показал, что собаки выделяют слюну в ожидании пищи, вводя понятие условного рефлекса.

Зигмунд Фрейд, живший с 1856 по 1939 год, разработал область психоанализа, типа психотерапии. Он использовал интерпретирующие методы, самоанализ и клинические наблюдения.

Он сосредоточился на разрешении бессознательных конфликтов, психических расстройств и психопатологии. Фрейд утверждал, что бессознательное было причиной большинства мыслей и поведения людей, а также проблем психического здоровья.

Э. Б. Титченер, твердо верил в структурализм, который фокусируется на вопросе: «Что такое сознание?». Уильям Джеймс и Джон Дьюи были убежденными сторонниками функционализма, в котором говорилось: «Для чего нужно сознание?». Дискуссия между функционалистами и структуралистами привела к быстрому росту интереса к психологии.

Бихевиоризм

В 1913 году американский психолог Джон Б. Уотсон основал новое направление, которое изменило всю психологию. Поведение, утверждал он, является не результатом внутренних психических процессов, а результатом того, как мы реагируем на окружающую среду. Бихевиоризм сосредоточен на том, как люди формируют новое поведение из окружающей среды.

Гуманизм

Гуманисты рассматривали бихевиоризм и психоаналитическую теорию как слишком бесчеловечные. Вместо того, чтобы быть жертвами окружающей среды или бессознательного, они предположили, что люди изначально совершенны и что наши собственные психические процессы играют активную роль в нашем поведении. Гуманистическое движение много внимания уделяет эмоциям, свободной воле и субъективной оценке опыта.

Когнитивная теория

Появившаяся в 1970-х годах, она считается самой последней школой в психологии. Когнитивные теоретики полагают, что мы воспринимаем информацию из окружающей среды через наши чувства, а затем обрабатываем данные мысленно, организуя их, манипулируя ими, запоминая их и связывая с информацией, которую мы уже знаем. Когнитивная теория применяется к языку, памяти, обучению, системам восприятия, психическим расстройствам и сновидениям.

В настоящее время психологи изучают все эти подходы и выбирают то, что кажется наилучшим из каждого подхода для конкретной ситуации.

Структура психологической науки

Исторический процесс развития каждой науки связан со все более значительной ее дифференциацией, в основе которой лежит процесс расширения объекта данной науки. В результате современные науки, особенно фундаментальные, к числу которых относится и психология. представляют собой сложную многоотраслевую систему. По мере усложнения структуры науки возникает необходимость классификации составляющих ее отраслевых наук. Под классификацией отраслевых наук понимается их систематическое деление, упорядочивание научного знания путем разложения той или иной науки как родового понятия на составляющие ею родовые понятия.

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей, вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность

Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности изучается психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли и психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания необходимо знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психологии.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии, или педагогически запущенными детьми.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются: психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик. формирования умственных действий); психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики); психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми: психология учителя).

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, как, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Объект, методы и задачи психологии

Вся жизнь человека — это череда определенных событий, дел, разговоров, ситуаций и прочего быта, что нас окружает. Каждый человек индивидуален, поэтому все люди будут реагировать на одну и ту же ситуацию совершенно по-разному. Именно поэтому объектом психологии является человек, вернее сказать, модель его поведения. Например, взаимодействие людей друг с другом, их поведение или их взаимоотношения в больших и маленьких группах людей. Все эти психические явления будут считаться объектом изучения в психологии.Знания по психологии в современном мире очень полезны не только для профессиональной сферы, но и для повседневной жизни. Теория — это лишь одна составляющая данной науки, а вот умение применять ее на практике — абсолютно другая. На протяжении всей жизни, хотим мы этого или нет, у нас происходит взаимодействие с большим количеством людей. И всех нужно понимать, находить общий язык или хотя бы элементарно общаться с ними. Именно поэтому в основе психологии лежат несколько основных задач:

Научиться понимать людей и себя. Понимать, откуда возникают те или иные психические явления.

Уметь управлять реакциями мозга

Важной частью является умение управлять собственными психическими явлениями, понимать и осознавать их.

Правильно использовать полученные знания. Все эти знания, которые вы получили в результате самопознания, необходимо уметь применять для совершенствования себя в жизни и/или на практике в различных отраслях.

Рис. 3. Структура общей психологииЭто есть три основы, которые лежат в науке психологии. Все это, естественно, делается не просто так. Существуют специальные методы, которые помогают исследователям углубиться в понимание жизни и действий того или иного человека. Это такие методы, как:

  • Наблюдение. Это может быть наблюдение за кем-то или самонаблюдение, сбор информации посредством разговоров, интервью, тестов, или же поиск различной биографической информации.
  • Анализ полученных данных. Исходя из полученной информации, нужно выявить что-то общее, сделать вывод, провести анализ.
  • Определенное воздействие на психику человека. Воздействие может происходить посредством внушения или убеждения. Также могут проводиться специальные беседы, релаксации и прочее.

Три основных метода, которые раскрываются во множестве других факторов, и все они помогают в полной мере собрать нужную информацию для изучения определенной психологической модели человека.

Какие книги по психологии рекомендуем прочитать?

Все зависит от того, какие у тебя задачи. Если тебе интересна общая психология, то лучше всего, конечно, обратиться к академическим изданиям, признанным вузами. Это:

  • «Общая психология» Маклакова,
  • «Основы общей психологии» Рубинштейна,
  • «13 диалогов о психологии» Соколовой,
  • «Введение в общую психологию» Гиппенрейтер,
  • «Клиническая психология» Холмогоровой, 4 тома.

Но если тебе нужна помощь в каких-то определенных сферах, это должны быть специальные книги.

Волнует вопрос, как общаться с ребенком? Рекомендуем книги той же Юлии Борисовны Гиппенрейтер – она учит активно слушать, общаться так, чтобы не было конфликтов, достигались результаты, а главное – чтобы ребенок был счастлив и развивался как личность.

Интересует социальное влияние? Работаешь в сфере маркетинга и продаж? Тебе должна понравиться культовая книга Роберта Чалдини «Психология влияния».

Есть множество книг-тренажеров памяти: Гарета Мура, Джонатана Хэнкока, Рюты Кавашимы, Андрея Сафронова, Михаила Литвака и тому подобное.

Мы даже не пытаемся охватить весь этот огромный пласт книг по популярной психологии – их миллионы. Просто намечаем отправные точки – дальше сама.

Классификация методов психологии по различным критериям

В классификации по уровню научного познания выделяют:

  • теоретические методы – проектирование, моделирование. Они позволяют определять проблемы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и моделировать;
  • эмпирические методы – наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, рейтинг, тестирование, анализ результатов деятельности.

Классификация по цели и продолжительности исследования включает в себя методы изучения актуального состояния и динамических изменений во времени (лонгитюдный метод).

Классификация по действию с объектом исследования предусматривает:

  • изучение исследуемого объекта (теоретические и эмпирические методы);
  • обработку данных (качественные и количественные показатели);
  • представление полученных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков.

Методология общей психологии

Методы общей психологии — это приемы, которые дают возможность получить конкретные данные. Впоследствии полученные материалы используются для дальнейшего изучения и составления рекомендаций, которые нужно применить на практике.

Приемы общей психологии разнообразны. Выделяют основные приемы и средства: наблюдение и эксперимент. Дополнительные: тестирование, опрос, беседа, биографический метод. Разберем более подробно каждый:

  1. Наблюдение — непосредственная регистрация поведения объекта, за которым ведется наблюдение. Этот прием является самым древним в истории психологии в целом. Основные виды наблюдения: полевое — это наблюдение без создания какой либо специальной среды, то есть в привычной обстановке; лабораторное — наблюдение в искусственно созданных условиях.
  2. Эксперимент подразумевает специальное вмешательство в жизнедеятельность объекта для получения дополнительного материала исследования. Основные виды эксперимента: естественный эксперимент — эксперимент проводится в естественных условиях среды без вмешательства экспериментатора; лабораторный эксперимент — проводится в специально созданных условий для определения конкретных данных.
  3. Тестирование. При помощи тестирования изучают определенные качества человека. Требуется когда методы опроса и беседы не дают полной картины свойств личности. Основные виды тестирования: тесты достижений используются при необходимости оценить уровень овладения теми или иными навыками или знаниями; вербальные тесты предназначены для того, чтобы понять, умеет ли человек описывать происходящее вокруг словами; тесты интеллекта используют, чтобы определить уровень интеллекта человека; тесты личности помогают наиболее точно изучить свойства личности; тесты на профессиональную ориентацию проводятся для того, чтобы понять, имеет ли человек определенные качества, которые предрасполагают его к той или иной профессии.
  4. Опрос — один из самых распространенных методов в психологии. Применим не только к одному человеку, но и к группе людей. Основу составляет непосредственное взаимодействие испытуемого и исследователя. Основные виды опросов: письменный — дает более поверхностные знания в изучаемой области; устный — позволяет более подробно исследовать психологические особенности человека.
  5. Беседа — это метод, который используют в том случае, когда наблюдение не дает достаточно ясных и четких данных, необходимых для исследования.
  6. Биографический метод. Данный метод используется при необходимости диагностики жизненного пути человека для последующей его коррекции.

Говоря более простым языком, методы изучения психики — это способы изучения окружающей реальности.

Литература

  • Гальперин, П. Я. Введение в психологию. — Москва: Книжный дом «Университет», .
  • Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, .
  • Общая психология. В 7-ми т. — Москва: Академия, .
  • Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Основы теоретической психологии. — Москва: Инфра-М, .
  • Носов, Н. Виртуальная психология. — М.: «Аграф», 2000.- 432 с.
  • Карандашёв, В. Н. Психология: Введение в профессию. — Академия, Смысл, 2009. — 512 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7695-6630-1, ISBN 978-5-89357-227-8.
  • Маклаков, А. Г. Общая психология. — СПб: Питер, 2002. — 592 с. — ISBN 5-242-00062-5.
  • Фромм, Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992. — 430 с. — ISBN 5-250-01511-5
  • Парыгин, Б. Д. Общественное настроение / Б. Д. Парыгин. — М.: Мысль, 1966. — 328 с.
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

Стивен Пинкер. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня = Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector